Проповедь в день Усекновения главы Иоанна Предтечи

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

Дорогие отцы, братья и сестры!

 

Сегодня Церковь вспоминает одно из важнейших событий… Иоанн Предтеча – святой праведник, которого Господь посылает пред лицем Своим, чтоб он подготовил народ Божий к Своему пришествию. Человек, который шёл на проповедь из пустыни эйн-каремской. Земли, в которой провёл свои детство и юность, ибо родители его были убиты. Отец был убит в то время, когда Ирод избивал младенцев вифлеемских. Убит был за то, что не восхотел раскрыть, где находится его сын. Мать скрылась с младенцем Иоанном в пустыне, в пещере, но вскоре умерла.

 

И вот этот удивительный человек, воспитанный пустыней – человек крайней аскетической жизни, искренней правды и праведности, выходит из пустыни на проповедь со словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие…» И его призыв, его голос, его «глас вопиющего в пустыне» достигал сердца многих людей. Приходившие к нему искренне в душе чувствовали и желали перемены в своей жизни. Приходили простые люди, приходили воины, приходили мытари – все те, кого часто «праведное» иудейское общество отвергало, не давая им никакой надежды на Спасение. Но Иоанн Предтеча проповедовал о том, что для человека возможна перемена. Возможна не силою человеческой, а силою грядущего в мир Спасителя. И то, о чём говорил Иоанн Предтеча, люди израильские знали только в теории. Люди верили его словам, отзывались на его призыв и приходили ко Иордану, перед пророком обличали себя, исповедовали свои грехи и он совершал омовение. Омовение было внешним актом очищения от грехов. Ещё не было (в полной мере) таинства Покаяния, которое мы сегодня имеем. И если люди израильские знали это в теории, то мы с вами уже давно в своей жизни знаем, что есть покаяние: что есть та вожделенная перемена в нас, когда грех отягчает сердца наша; когда мы приходим на исповедь и, перед Лицом Божиим (а для свидетельства – священника) исповедуем грехи свои и обличаем себя; чувствуем, как Господь даёт Свою милость и благодать; исторгает греховные моменты из книги жизни нашей. Самое главное, рано или поздно даёт нам свободу от греха.

 

Грехи человеческие бывают разными – мы знаем об этом: бывают грехи против Бога, бывают грехи против ближнего, бывают грехи против самого себя, бывают грехи рабства, бывают грехи души (духовные), бывают грехи плотские. Сегодняшний день о плотских грехах – о вожделении плоти, о котором мы сегодня слышали из Евангелия и из послания Святейшего Патриарха Кирилла, вожделении плоти, которое очень часто заставляет совершать человека самые безумные поступки, противоречащие основам жизни во Христе. И человек начинает доводить себя до состояния скотоподобного, когда человек употребляет алкоголь в неумеренных количествах и когда не может остановиться… Зная о том, что последствия будут очень тяжёлыми и для здоровья, и для личной жизни, всё равно это делает и не может остановиться.

 

Грехи плотские всегда явные. Не надо далеко ходить, чтобы обнаружить их в себе. Они всегда явные, но они очень легко входят в человека, задействовав физиологию, условные и безусловные рефлексы. Потому как даже запах сигаретного дыма возбуждает в курильщике желание, вырабатывает определённые химические вещества, которые провоцируют эту тягу. И последствия от того, что человек не борется с плотскими грехами, тоже самые печальные. Казалось бы, вроде бы человек – существо духовное, но в человеке всё едино и в личности человеческой всё едино и важно. Тело и душа – всё связано и, знаем мы из опыта, когда человек одержим той или иной плотской страстью, как он меняется внешне и как состояние его внутреннее повреждается, как он теряет социальную связь, как он, в конце концов, просто деградирует умственно и душевно. Деградирует духовно.

 

Предаваясь плотской страсти, человек враждует не только против себя самого, но и против Бога. Потому, что Господь сотворил человека для того, чтобы человек прославлял своего Творца. Господь сотворил человека подобно Себе: разумным, творческим, свободным. Когда человек предаётся плотским страстям, он теряет свободу, творческий полёт и, в конечном итоге – разум. Мы сегодня видим это в Евангелии. Но плотские страсти как легко входят в человека, так и легко побеждаются: если только человек решительно противостоит им. Победить плотские страсти легче потому, что они находятся на поверхности, они более явные. У Церкви есть колоссальный опыт того, как человек борется с плотскими страстями: утруждает свою плоть постом и молитвами, взывает к Богу денно и нощно, желая исправиться. Самое главное – в начале пути к исправлению человек должен понять, что он болен, немощен и слаб, что он не справляется сам. И, как только человек взывает к Богу, сразу чувствует поддержку.

 

Именно поэтому каждый раз, когда мы видим явным образом человека, одержимого пьянством (или наркоманией), мы не должны его осуждать. Потому, что есть множество грехов в нас гнездящихся, которые не столь явны, которые нельзя так легко обличить, но которые имеют столь же тяжёлые последствия для жизни человека и его окружающих. Ложь, гордость, самопревозношение, осуждение других, злость – эти недуги уже иного порядка – душевного. Но так или иначе, они очень тяжело исторгаются из сердца нашего, требуют гораздо больше усилий, напряжённой духовной жизни. Поэтому вчерашний горький пьяница может легко стать прежним глубоко смиренным человеком, помня о том, из какой грязи Господь его извлёк. А гордец, самопревозносящийся человек может всю жизнь в этом грехе прожить, в своей злобе и ненависти к окружающим и, ничего не сделать… ничего не исправить.

 

Конечно же, это не значит, что не осуждая наших братьев и сестёр, вы должны им потакать. Это не значит, что мы должны идти на поводу их страстей. Мы должны говорить им, что они больны, призывать их к исправлению и покаянию, помогать им собственным примером жизни. Я всегда говорю: самое лучшее, что жена может сделать для своего пьющего мужа – если она раз и навсегда решит для себя, что она больше вообще никогда не пьёт. Не потому, что это для неё проблема, а потому, что это проблема для её ближнего. Так же и мать, скорбящая о своём пьющем сыне или дочери. Она сама даёт образец трезвой жизни. И этот первый шаг – первый и главный помощник. Самое главное в этом действии – глубокий духовный смысл: что помочь бороться с какой-либо немощью можно только тогда, когда ты сам ей противостоишь. И когда ты отказываешься от этого добровольно, даже если для тебя это не проблема, отказываешься ради ближнего и по любви. В этом глубокий христианский смысл того, как мы – сильные должны носить немощи бессильных, а не себе угождать, по слову апостола Павла.

 

И сегодня мы возносим молитвы святому Божьему Иоанну Предтече о том, чтобы Господь хранил и нас с вами от этих плотских страстей, которые так легко уходят, но так же легко и возвращаются. Хранил Господь нас от осуждения, самопревозношения и гордости – этих недугов душевных, которые и являются очень часто причиной падений плотских. Потому, что Господь попускает человеку упасть плотью, чтобы человек понял, что он есть, что он из себя представляет, что не имеем мы с вами никакого малейшего опыта, чтобы о себе самих так высоко думать.

 

Многие люди совершают ошибки. Но Иоанн Предтеча, вышедший пустыни, призывает нас покаяться, «ибо приблизилось Царствие Божие». Сегодня его слова звучали бы иначе: покайтесь, ибо пришло уже на вас Царствие Божие. Ибо уже Господь явился в мире во плоти своей. Ибо уже Господь умер за грехи наши и всех людей на земле. Ибо уже Господь воскрес, даровал нам всякую помощь, которая совершает все исправления в жизни нашей. Ибо Господь вновь придёт на эту землю, призывая нас к Себе.

 

 

Богу нашему слава, всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.