Проповедь Епископа Ахтубинского и Енотаевского Антония в Прощеное воскресенье

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

 

Дорогие братья и сестры, в последний воскресный день перед Великим постом Церковь воспоминает изгнание Адама из Рая. Это совершенно закономерно, ибо вступая во время, когда человек должен быть особенно внимателен к себе и к своему сердцу, вступая во время, когда мы должны яснее увидеть всю греховность своей жизни, Церковь напоминает нам о том, что есть грех и как он действует в жизни человека.

 

Если мы откроем с вами первые главы Книги Бытия, то увидим, как Адам и Ева в Эдемском саду жили в радости, в радости непосредственного богообщения. Господь общался с ними лицом к лицу, давая им всё для жизни, ни в чем они не имели недостатка, Господь научал их своей премудрости, давая им всего одну заповедь, один закон, по сути заповедь поста: не вкушать от древа познания добра и зла.

 

Для Адама и Евы в идеальном райском состоянии не было никаких искушений, их тело не тяготело к земле, а было легким, не испытывали они ни голода, ни жажды, не испытывали они таких привычных для нас чувств зависти и злобы, все это было неестественно для их природы. Но Господь, желая научить их Своей премудрости, положил некий предел, границу, сказал им, что все знание жизни они могут получить только от Него, и ни из какого другого источника. Это стало искушением для Адама и Евы, которые, к сожалению, его пройти не смогли.

 

Мы видим, как дьявол искушает Еву, заставляя ее сомневаться в словах Божьих, говоря: «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3:1). И Ева, несчастная Ева, вместо того, чтобы отвергнуть это бесовское искушение, вступает в диалог с дьяволом, и начинает мало-помалу увлекаться его льстивыми, лукавыми словами, и древо стало вдруг приятно для глаз и для пищи.

 

Перспектива получить знания помимо Бога, («…будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:4), искушение потребить и вместить в себя больше, чем люди на тот момент могли, привело к тому, что Ева сорвала плод, съела сама, дала Адаму, - и он тоже ест. Мы видим, как сразу изменяется их природа, как их ум, который был всегда светлым, знал Бога, вдруг омрачается, как мучения совести начинают терзать их. Тогда они начинают метаться по Эдемскому саду, чтобы спрятаться, чтобы убежать, от этих угрызений совести, и Господь, желая их спасения и покаяния, приходит снова в Эдемский сад. Господь зовет Адама: «Адам, где ты?...не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт. 3:9, 11). И наступает кульминация трагедии, которая не в том, что они вкусили от этого запретного древа, а в том, что они не имели покаяния, не желали признавать свой грех.

 

Адам начинает обвинять свою жену, начинает обвинять самого Бога, говоря: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт.3:12). Ева в свою очередь начинает перекладывать свою вину на змея...Они вошли в то греховное состояние, при котором их пребывание в Эдеме, в месте, где нет греха, было уже невозможным, и поэтому изгоняются они из Рая в мир сей.

 

И с тех самых пор в этом мире происходит непрестанная борьба между светом и тьмой, и поле этой борьбы  - сердце человека. И с тех самых пор живет в человеке эта болезнь удобопреклонения ко греху, сформулированная очень правильно апостолом Павлом, который говорит: «не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15).

 

И каждый из нас, здесь стоящих, болен этой болезнью. Если мы посмотрим сейчас на свою жизнь, мы увидим, как в нас действуют те же самые механизмы, как сладость греха привлекает нас, как человек увлекается всем легким, легкомысленным, как человек не хочет жить в ограничении, как человек не хочет иметь никаких границ, никаких обязанностей, как пытается провозгласить беспредельную свободу своей жизни, как человеку бывает тесно и неуютно жить, когда ему говорят «не делай этого».

 

Грех есть не что иное, как нарушение Закона, Закона человеческого бытия, который дан Богом, и который не изменит никакая общность, никакая цивилизация не сможет отменить. Грех всегда будет оставаться грехом, понимаем мы это или не понимаем, принимаем или не принимаем, потому что Заповедь Божия неизменна.

 

Один из главных недугов современного человека, яркий показатель нашего бессилия - неумение ограничить свою потребность, незнание границ. Когда мы говорим, что человек должен быть воздержан, нам отвечают: «Почему? Если мы имеем возможности, почему мы не можем себе этого позволить? Что плохого в том, что мы хотим взять от жизни все?». Но человек не останавливается, и очень часто необходимая забота о теле, забота о достатке превращается в такую болезнь, как похоть.

 

Похоть - это желание чего-то большего, чем то, что нам действительно необходимо для жизни. Человеку вдруг становится мало одной жены или одного мужа, человек пытается найти какие-то параллельные отношения, угождая своей плоти. Проявляется она и в употреблении пищи, когда, на самом деле, для поддержания своих жизненных сил нужно очень немного, но похоть заставляет нас потреблять и много, и разнообразно, и изысканно. Похоть заставляет человека современного столько сил и средств тратить на украшение собственного тела, что он даже начинает унывать от того, что средств не всегда хватает. Похоть заставляет современного человека иметь непрестанные попечения о благоустройстве своей жизни, о благополучии внешнем, материальном, чтобы всего было много. И к чему это приводит? К тому, что человек вступает в некую гонку, постоянную суету и беготню о заботах мира сего.

 

Вы слышали сегодня в Евангелии: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:21). Смотришь на человека, - а он только в том, как бы вкусно поесть, как бы красиво одеться, как бы развлечься, как бы жить в достатке. А ведь многие здесь стоящие помнят, как мало нам было нужно в те же 90-ые годы, как умудрялись мы жить с вами на зарплату в два раза меньше, плохо или хорошо, но жили же! А те, кто помнит еще военные годы, знает о том, как человек мог выживать в самых тяжких условиях, и как мало надо было для жизни.

 

Я ни в коем случае не хочу призывать вас к какой-то предельной нищете. Человек должен здраво питаться, иметь теплую, удобную одежду, но должен быть некий разумный предел, а когда этого предела нет, тогда похоть берет над нами вверх, тогда грех вползает в нашу душу, и мы сами не замечаем, как входим в состояние безумия, потому что не радеем о главном, о том, что пойдет с нами в вечность, не радеем о нашей душе.

 

Мы не замечаем, как через неумеренность жизни ожесточается наше сердце, как становимся как бы толстокожими, мы перестаем чувствовать свою совесть. Человек во грехе, как правило, агрессивен. Когда один из супругов изменяет другому, он становится очень злым, его семья начинает его раздражать, потому что она препятствие к его греху, он вынужден что-то придумывать, чтобы как-то «параллелить» свою жизнь и входит в состояние агрессии. Я привел грубый пример, но с нами так постоянно происходит, когда вдруг мы бываем уличаемы в какой-то неправде, каком-то грехе, мы внутренне это чувствуем, но вместо того, чтобы сказать «прости, я согрешил перед тобой», мы начинаем оправдываться, мы начинаем обвинять других, обвинять наших близких…

 

Когда смотрю на взаимоотношения современных людей, мне становится страшно от того, что мы становимся похожи на колючки, которые не могут соединиться, не могут быть вместе, которые отталкиваются друг от друга этими иглами, колют друг друга нещадно. И такое ощущение, что мы распадаемся, распадаемся, как общество, как семьи, как коллективы, и в этом состоянии ничего хорошего сделать не можем.

 

Перед началом Великого поста Церковь предлагает нам задуматься над тем, как мы реагируем, когда кто-то нас обличает во грехе, действительно ли мы стараемся в себе этот грех изжить, действительно ли честны перед собой, прежде всего, перед людьми окружающими. Как часто мы живем в желании найти причины всех наших невзгод где-то во вне: в других людях, в обстоятельствах, в каких-то внешних бедах.

 

Сегодняшний день как бы поставляет нас на черту, где есть только человек и Бог, так было в Эдемском саду.

 

Посему, братья и сестры, задумаемся сегодня над жизнью нашей, обратимся внутрь себя и увидим себя настоящими, взбодримся, чтобы быть сильными в этой борьбе. А что значит быть сильным?Часто мы думаем, что это значит быть самодостаточным, как будто это наша сила, она от нас исходит. Но в духовной жизни не так. Сильный человек тот, кому Господь дает силу, а наша сила всегда внешняя, всегда привлеченная. И вот для того, чтобы мы с вами были сильными людьми, Церковь благословляет нас сегодня на подвиг Великого поста. Это время нам дается для того, чтобы через малые усилия привлечь к себе силу Бога. Это время нам даётся, чтобы научиться ограничивать себя. И, конечно, дело не в еде, а в том, чтобы напомнить, что для жизни нужно не так много, как мы сегодня потребляем.

 

Вы знаете, одно современное исследование показало, что люди никогда столько не выбрасывали еды, как сегодня. Понаблюдайте за собой: сколько еды вы выбрасываете, сколько выбрасывается хлеба. Выбрасывать еду – это грех, потому что есть множество людей в этом мире, которые просто голодают, а мы позволяем себе вот так распоряжаться едой. И в этом тоже смысл поста: чтобы всего у нас было в меру, чтобы всего у нас было столько, сколько необходимо, чтобы поддержать нашу жизнь, и так во всем. Это время мы должны использовать, как некую тренировку нашей воли, чтобы привлечь к себе силу Божию. Но это, опять-таки, возможно, когда в нашей жизни есть духовное измерение, и наполняемся мы этой силой, только тогда, когда приходим к правде, приходим к исповеди, и говорим о том, как мы неправы перед Богом, говорим на исповеди о том, в чем мы согрешили перед Богом и перед окружающими нас людьми. Тогда нас наполняют силы.

 

Память о том ощущении, которое посещает человека во дни поста, ощущение легкости, ощущение какой-то особой духовной радости, кульминацией которой является Пасха, поддерживает наши силы, как канат связывает нас и не дает нашим желаниям перерасти в похоть.

 

По сему, братья и сестры,  благословляю вас на подвиг Великого поста. Никто, ни один христианин несвободен от этого, ни стар, ни млад. Всегда говорим о том, что пост должен быть по мере ваших сил. Пост должен быть таким, чтобы нам хватало сил на общественные дела, на наши обязанности. Кто не может в полной мере по уставу поститься в пище, ограничьте себя в чем-то другом: выключите телевизор, выключите интернет, чаще будьте со своими близкими, навещайте их, творите добрые дела.

 

Время поста – это время, когда мы должны устремляться в храм, когда мы должны быть чаще на богослужении, когда мы дома должны чаще совершать молитвословие. И не случайно именно во дни Великого поста у нас столько различных особенных богослужений. Все для того, чтобы человек встряхнулся, задумался.

 

Братья и сестры, пусть это время будет для нас временем особенным, будет для нас действительно весной духовной, пусть все те наслоения, та короста, которая ложится на наше сердце и мешает нам по-настоящему быть с Богом, пусть, если не уйдет совершенно, то сделается очень тонкой. Пусть мы избавимся от ярма греха, которое тянет нас вниз к земле, не давая нам поднять голову ввысь, и устремимся к Богу. Пусть это будет время не уныния и тоски, а время особого покаяния.

 

Я вас призываю: убирайте свои колючки, боритесь с ними, чаще говорите «прости меня, я не прав», каждый день, не только сегодня, в Прощенное воскресение. С этого и начинается Великий пост.

 

 

 

Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.