Про

Рождественское послание

епископа Ахтубинского и Енотаевского Антония

к боголюбивым пастырям, монашествующим и мирянам Ахтубинской епархии Русской Православной Церкви

Это – Бог наш, / не сравнится с Ним никто иной, / рожденный от Девы и живший с людьми; /

(Стихиры третьего часа, глас 6)  

 

Возлюбленные о Господе досточтимые отцы,

честные инокини и инокини, боголюбивые миряне, братья и сестры!

 

Поздравляю Вас всех, дорогие мои, со светлейшим Рождением во плоти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа! Трудно представить иное событие, которое бы с той же силой объединяло такое множество совершенно разных людей. Мы привыкли в нашей земной жизни измерять значимость события или важность человека количеством знакомых и близких, которые собираются на его торжество. И как бы сегодня мир ни пытался забыть о христианском нравственном идеале, сам Христос в Свой день Рождения во плоти на земле продолжает собирать сотни миллионов людей.

«Итак, – говорит нам святитель Григорий Богослов (Слово 38), – будем праздновать не пышно, но божественно, не по мирскому, но премирно, не наш праздник, но праздник Того кто стал нашим, праздник нашего Отца». Именно так: воплощение Сына Божия даёт нам возможность быть Богу родными, из рабов и наемников стать любящими детьми нашего небесного Отца, а друг для друга – действительно братьями и сёстрами. Сегодня эта фраза становится не просто частью церковного этикета, а реальной нуждой мира, который все больше и больше поглощает одиночество.

В Эдемском первобытном раю Господь определяет: «Нехорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18). В раю не может быть одиночества, и там же, в раю, Господь созидает первую семью – мужчину  и женщину – ради умножения любви, ради их единения, которым по замыслу Божьему и побеждается  любое одиночество. Но враг рода человеческого знал, что это единство основано на единстве Бога и человека, и когда через вкушение плода совершилось грехопадение Адама и Евы, возникла стена между Богом и человеком, человек вновь стал автономным. Несмотря на умножение человеческого рода, разобщённость царствовала в мире. Союзы, государства и империи сменяли друг друга, но все было тщетным без воссоединения человека и Бога, которое осуществилось только воплощением Господа нашего Иисуса Христа.

Апостол Павел в своих посланиях говорит нам: Христос «соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую преграду» (Еф. 2:14), «не стыдится называть нас братьями… и ещё: вот Я и дети, которых дал мне Бог» (Евр. 2:11,13). Это делает нас одним народом во Христе, иными словами, даёт возможность не быть одинокими.

Но сегодня, мне кажется, мы вновь потеряли способность к единению друг с другом. Как это ни парадоксально, современный человек, окружённый множеством электронных средств для общения с другими людьми без всяких ограничений в пространстве и времени, внутренне остаётся очень одиноким. Мы похожи на мореплавателя в океане, который изнывает от жажды, несмотря на то, что его окружает огромная масса воды. Дефицит личного общения приводит нас к потере культуры диалога.

Мы изнываем под тяжестью жизни, но не умеем даже выразить, что чувствуем, в какой помощи нуждаемся. Мы боимся зависимостей, забывая о том, что человеку всегда нужен человек, что Господь нас намеренно делает зависимыми друг от друга, чтобы не быть нам одинокими скитальцами по пустыни жизни.

Сегодня мне особенно хочется всем нам напомнить, что любовь начинается с простой приветливости и радости личного общения. Каждому из нас хочется услышать слова поддержки и сочувствия, нам всем важно, чтобы нас понимали. Пусть сегодня наша  молитва Господу будет о том, чтобы мы имели сердца, способные почувствовать чужую боль, как свою. Сострадание, участие и желание понять ближнего пусть будут нашим общим стремлением. Ради этого в конечном итоге Господь приходит на землю, ради этого умаляется и начинает Свой земной путь к Голгофе.

Любовь Господа привела мир к бытию, Любовь Бога к человеку, падшему и одинокому, привлекла в мир Спасителя. Так всегда будем помнить о том, что Рождество Христово есть в итоге конец всякому одиночеству и начало вечной радости!

Дорогие и родные моему сердцу отцы, братья и сёстры, оглянитесь сейчас вокруг – вы увидите не просто людей, а родных по духу братьев и сестёр. Улыбнёмся друг другу, пожелаем многая и благая лета, попросим друг для друга у Господа утешения, чтобы в эти радостные и святые дни пережить нам прикосновение Божие в своем сердце, и в ответ на это прикоснемся сердцем к тем, кто идёт с нами рядом по жизни.

И тогда Господь дарует всем нам от избытка Своей Любви единодушно, едиными устами славить Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Аминь!