Про

Проповедь в Неделю 2-ю Великого Поста (свт. Григория Паламы)

Дорогие отцы, братья и сестры,

 

Есть множество образов, которые употребляют святые отцы по отношению к Церкви. Один из самых ярких, самых соответствующих жизни человека в Церкви - образ больницы, лечебницы, куда притекают множество людей, осознавших свой духовный недуг и желающих исцеления. Мы сегодня видим, как в мире разыгралась целая истерия по поводу нового вирусного заболевания. И печально на все это смотреть именно потому, что мы видим, сколько усилий прилагается для того, чтобы оградиться от этой болезни, в то время как она является гораздо менее жестокой, чем те, с которыми уже приходилось сталкиваться в нашей стране и в мире, по масштабам она вполне сопоставима с обычными ОРВИ и гриппом, ежегодно получающими широкое распространение в осенне-зимний период. Но почему-то именно сегодня мы наблюдаем подобную озабоченность и страх.

 

Это печально потому, что мы, люди верующие, понимаем, что есть в этой жизни гораздо более серьезные заболевания - духовные. Каждый день мы получаем сведения о количестве заболевших и погибших от коронавируса, но никто не приводит ежедневной статистики по самоубийствам, совершенным абортам, а эти цифры гораздо больше. Как бы нам хотелось, чтобы те усилия, которые сегодня прилагаются в мире для того, чтобы избежать этого вируса, были направлены на то, чтобы избежать вируса духовного, который овладевает сердцами людей, помрачает их сознание. Ради исцеления от этих недугов мы устремляемся в храм Божий…

 

Сегодняшний евангельский отрывок как раз посвящен исцелению болящих.Расслабленный человек, лежащий на одре, который ничего не может сам, даже проявить свою боль он никак не может. Но у него есть четыре друга, которые разобрали крышу дома, в котором находился Господь, и спустили этого несчастного к ногам Спасителя. Господь говорит то, что каждый из нас сегодня хотел бы услышать: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:2). Он произносит именно эти слова, не говорит «исцелись». Так происходит в Евангелии много раз, Господь показывает нам, что является главной причиной всех наших телесных недугов - грех, разрушающий нас.

 

Мы с вами, собираясь в храме, особенно в дни Великого поста, чаем услышать те же самые слова: «Чадо, прощаются тебе грехи твои». Именно в дни Великого поста мы особенно переживаем о том, почему же наша жизнь остается в конечном итоге такой неисправленной.

 

Что значит прощение грехов? Что значит истинное покаяние? Это значит, что в человеке должна произойти некая перемена. Человек должен стать другим, он должен стать лучше. А мы с вами знаем, что из года в год, приходя в храм, от исповеди к исповеди, мы не замечаем в себе этих духовных перемен. В чем же причина?

Одна из главных причин - «вирус», которым «заражен» каждый из нас. Имя ему - лицемерие. Этот недуг, который, по слову преподобного Иоанна Лествичника, является плодом самомнения, чуждого нищете духовной, охватывает наше сердце в эти дни особенно потому, что весь строй сегодняшней жизни в миру направлен на то, чтобы человек из себя что-то представлял.

 

Это представление может быть виртуальным, где-то в социальных сетях. Присутствуя там, мы хотим быть иными, нежели мы есть на самом деле. Это происходит и в общении друг с другом, когда мы, до конца не открываем своего сердца, не говорим того, что на самом деле думаем; когда в общении даже с самыми близкими людьми в глаза говорим одно, думаем второе, а за глаза говорим третье.

 

Во дни Великого поста мы много обращаемся к чтению Ветхого Завета. Среди ветхозаветных повествований есть одно принципиально очень важное. Оно очень короткое. Многие его знают, но смысл его остается для большинства прикровенным. Вспомните знаменитую историю Каина и Авеля. Каждый из них по, желая послужить Богу, приносит свой дар, как учил их отец. Таким было первобытное богослужение. Совершалось некое жертвоприношение. Каин был земледельцем и «принес от плодов земли дар Господу» (Быт.4:3). Авель был животноводом, он пас овец. Писание нам говорит о том, что он выбрал из первородных, т.е. из тех, кто только родились, самых лучших для того, чтобы принести дар Богу. И сказано в Писании, что на жертву Авеля Господь призрел, а на жертву Каина не призрел. Предание говорит о том, что жертву Авеля Господь попалил огнем, который сошел с неба, а Каин даже сам не смог разжечь огня, чтобы его жертва воспламенилась. Мы знаем, что после того, как это произошло, проникло лицо Каина, потому что приносил он свою жертву не с чистым сердцем, не с усердием. Он внешне оставался религиозным человеком. Он не был богоборцем, не был атеистом. Он никак не сопротивляется своим родителям, не спрашивает: «Зачем это нужно?» Он сделал то, что надо делать, но сердце его было далеко. И вот эта внешность, которая обнаруживается в Каине, становится явной именно тогда, когда Господь не принимает его жертвы. В итоге, мы знаем, он убьет своего брата. Почему помрачилось лицо Каина? Авель стал свидетелем его неудачи. И, вместо того, чтобы задуматься над тем, что не так он делает, почему Господь не принимает его, он помрачился лицом своим. Бог обращается к нему, но он не слышит и убивает единственного свидетеля своей неправды.

 

Так бывает и с нами. Когда обнаруживается наша неправда, наше лицемерие, в нас возникает раздражение, гнев. Когда нас обличают в какой-то неправде, первое, что мы говорим - «Кто сказал?». Мы не задумываемся над тем, что раз Господь допускает, чтобы нас обличали в каком-то грехе, даже если мы его не совершали, что мы, возможно, имеем стремление к этому греху. Ведь дыма без огня не бывает…Мы думаем: «Кто сказал? Почему сказал?»

 

Мы в обществе живем, как в мире заключенных. Когда начинаются такие разбирательства на тему «кто сказал», звучат определенные эпитеты из мира заключенных. Грустно наблюдать, когда это происходит с нами, с христианами. Мы с вами не замечаем, как погружаемся в обман себя и других, мы не замечаем, что боимся правды. Именно поэтому наша жизнь не меняется.

 

Чтобы наша душа, наша жизнь была принесена к ногам Спасителя, нам нужны эти люди, эти четыре друга, которые смогут нам помочь. Есть четыре качества жизни, которые мы образно можем назвать этими друзьями. Как устроить нашу жизнь, чтобы она была действительно приношением Богу, как жертва Авеля, а не лицемерием, как богослужение Каина? Первое и самое главное - это, конечно же, желание правды о самом себе. Об этой правде нужно молиться Богу, чтобы Он нам её открывал. Открывать Господь её будет через людей, будьте к этому готовы. Через людей и обстоятельства Господь будет показывать нам то, что мы на самом деле из себя представляем. И первая наша мысль при этом должна быть: «Помоги, Господи, мне исправиться».

 

Второе качество, которое должно нам помочь, - нищета духовная. Это есть скромное мнение о себе. Мы должны понимать, что мы есть на самом деле. Не мечтать о себе много, не превозноситься умом своим, особенно сравнивая себя с окружающими людьми.

 

Третье качество - послушание. От слова «слышать». Мы видим Каина, который не слышит Бога. Так часто и мы в этом мире не слышим друг друга и не слышим того, как Господь к нам обращается через людей. Только слушая людей, мы можем пройти путь без тех или иных преткновений, без препятствий совершать дело спасения души своей.

 

Четвертое - это, конечно же, молитва. Наша искренняя, нелицемерная молитва. Когда мы читаем в «Отче наш» «и прости нам грехи наша, яко же и мы прощаем должником нашим», мы должны четко понимать, о чем мы говорим и искренне, от всего сердца прощать. Когда мы просим, чтобы Господь дал нам смирение и простоту, мы должны понимать, что Господь будет воспитывать в нас эти качества, опять же, через окружающих людей и обстоятельства, посылая нам скорби и поношения. Только такая молитва, искренняя и нелицемерная, Богу приятна. Та молитва, которую мы совершаем в простоте сердца. Только так мы сможем положить свою душу к ногам Спасителя и услышать эти слова: «Чадо, прощаются тебе грехи твои».

 

Братья и сестры, я всем нам желаю, чтобы в оставшиеся дни Великого поста, мы с вами устремились за этой правдой Божией, чтобы обнаружили в себе неправду и лицемерие, которыми часто себя окружаем. Чтобы соскаблили их с себя, как некий нарост, некую заразу и научились жить с открытым сердцем. Мы сразу почувствуем, какая это радость, какая благодатная перемена произойдет в нас. Мы почувствуем облегчение, которое чувствует человек, когда исцеляется от болезни. Тогда Воскресение Христово, к которому мы стремимся, для нас станет реальностью, а не каким-то воспоминанием далеких событий.

 

Аминь.