«Нравственные ценности как идеологическая основа будущей России».

Доклад на пленарном заседании регионального этапа Рождественских образовательных чтений,  декабрь 2017 г.

 

Ваше Высокопреосвященство, дорогие отцы, друзья, братья и сестры!

 

Сразу хочу попросить прощения за, возможно, несколько пафосное и претензионное название доклада. Ни в коем случае не претендую на право утверждать идеологическое основание для нашего государства. Однако, называя так свое выступление, исходил, прежде всего, из того запроса на некую идеологическую основу, который существует в обществе, и в том числе педагогическом сообществе. Также исходил из убеждения, что в этом зале собрались совсем не безразличные люди. Собрались те, кто мыслит не только в формате сегодняшнего дня, не только в категориях собственной пользы, личного комфорта и благополучия, но именно те, кто переживает о том, какой мир мы оставим после себя, те, кому совершенно не безразлично, смогут ли поколения, идущие за нами, достойно ответить на те вызовы, которые бросает нам современный, столь стремительно меняющийся мир.

Не хочу сегодня назидать и учить. Хочу, чтобы мы с вами вместе порассуждали о нашем настоящем и о нашем будущем.

 

 

Выражение «нравственные ценности» или «духовно-нравственные ценности» вот уже на протяжении не одного десятка лет не сходит с уст, перетекает из документа в документ, из конференции в конференцию. Но, по моему мнению, первая трудность и проблема во всех подобных рассуждениях - разночтение и разномыслие в попытке осознания содержания нравственных ценностей и основ нашей нации. Каждый участник такого рассуждения видит в них что-то свое.

 

 

Сразу хочу оговориться, что не считаю, что нравственные ценности определяются исключительно религиозным мировоззрением. Религия не способна, в чистом виде, сама по себе воспитать полноценную нравственную личность, это важная, но не главная задача религиозного воспитания. Религиозная вера обращает человека к Богу как Творцу и источнику нравственного закона, полагает, на наш взгляд, самое надежное основание для становления нравственной личности, она способна научить человека благоразумию, т.е. способности различать доброе и злое и выбирать доброе. Но нравственный закон нуждается в применении в конкретных жизненных условиях. Необходимо, чтобы человек был вооружен, поимо религиозной веры и знаний, элементарным воспитанием, общечеловеческой культурой, профессионализмом в своей сфере.

 

 

В Священном Писании не сказано, например, о том, что когда в аудиторию входит взрослый человек, младшие должны вставать. Нет заповеди о необходимости здороваться или говорить «спасибо», в храме с амвона не звучит проповедь о том, что некрасиво перебивать старших или о необходимости уступать место беременным женщинам и пожилым людям. Не звучит не потому, что мы считаем это неважным, а потому, что убеждены, что все эти и иные добрые навыки, которые так же определяют нравственное состояние личности, молодой человек должен получить прежде всего в семье или в учебном заведении. Мы в свою очередь пытаемся объяснить, почему это правильно, и говорим о Том, Кто, собственно, определил на все времена, что правильно, а что нет.

 

 

 Но при этом каждый раз, когда тот или иной религиозный «институт» провозглашает исключительность и самодостаточность религиозного воспитания человека, мы получаем фанатизм и радикализм, получаем совершенно безнравственного религиозного человека. В Евангелии есть слова о том, что Господь пришел «чтоб имели жизнь и имели с избытком» (Ин.10:10), т.е. Господь наполнил или, скорее, восполнил все стороны человеческой жизни особым духовным содержанием. И если отсечь все стороны жизни и попытаться заменить их лишь религиозным  составляющей, мы опять получим ущербность и недостаток.

 

 

В свою очередь возникает вопрос о необходимости религиозных представлений: возможна ли внерелигиозная нравственность, нравственность, основанная на человеческом обычае и праве?

Возможна, (примеры советского героизма) но она будет стоять на непрочном основании, «и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7:27). Примеров этого «великого падения» мы с вами из истории нашей страны знаем очень много.

 

 

Глубоко убежден, что нам пора прекратить столетний спор и борьбу между религиозным и нерелигиозным, пора прекратить впадать в крайности антирелигиозной пропаганды или религиозного фундаментализма и фанатизма. В современном мире оба взгляда на источник нравственного закона имеют право на существование и должны быть одинаково уважаемы и одинаково представлены в образовательном процессе!

 

 

Но нашей общей заботой должен быть Человек, «новый человек», со свободной волей и разумом, способный, благодаря нравственному стержню, противостоять той агрессии современного мира, которая пытается создать человека «без лица», без индивидуальности, под лозунгом свободы от любых ограничений, что в свою очередь оборачивается сломом традиционных устоев, отказом от идеи вечных ценностей и размыванием любых нравственных границ.

 

 

Задача всех общественных сил сегодня, на мой взгляд, состоит в том, чтобы сформулировать в результате широкой открытой дискуссии те нравственные идеи и их непротиворечивое содержание, которые смогут объединить наше общество, при этом позволят человеку остаться свободным в рамках своей национальной, религиозной, идеологической индивидуальности.

 

 

В качестве примера и повода к началу дискуссии могу предложить 3 нравственных идеи, которые сегодня, как мне кажется, нуждаются в осмыслении и едином понимании.  Это СЕМЬЯ, ТРУД и ВЕРА.

 

Семья как нравственная ценность сегодня находится в серьезном конфликте - между декларируемой обществом приверженностью этой нравственной идее и той реальность, которую мы видим вокруг (Примеры излишни, демографические проблемы). Семья как единственный союз одного мужчины и одной женщины, их детей и потомков  - это та нравственная ценность, которая нуждается в защите. Прежде всего потому, что именно в семье происходит передача нравственных ценностей. Мы с вами сколько угодно можем здесь говорить о том, как хорошо быть нравственном человеком, но если Семья в ее традиционном понимании перестанет быть ценностью, то все разговоры о нравственности лишены смысла.

 

 

Труд я также отношу к нравственном ценностям нашего общества. Идею ответственного профессионально труда, именно зарабатывания денег, а не получения зарплаты. Труд как служение, особенно в области государственной службы. Труд, лейтмотивом которого может стать припев одной советской песни: «Дайте трудное дело, дайте дело такое, чтобы сердце горело и не знало покоя!»

Вера.  Говорил о необходимости именно непротиворечивых и приемлемых для всех нравственных идей. Но Вера в данном контексте понимается мною гораздо шире, чем просто вера религиозная. В нашей национальной традиции - верить в Правду, верить в то, что добро всегда побеждает зло, верить в человека, в его хорошие и добрые качества. Не случайно эти идеи рассыпаны по нашим сказкам и фольклору. Прежде именно через сказки передавалась традиция нравственной жизни.

Те примеры, которые я привел - лишь примеры и приглашение к дискуссии, но, мне кажется, перечисленные ценности вполне можно отнести именно к ценностям нравственным. И, самое главное, убежден, что ни у кого из здесь сидящих они не вызвали протеста и несогласия, хотя ещё раз подчеркну, что ни в коей мере не претендую на истину в последней инстанции.

 

 

 

Определить нравственные идеи - это важная, но все же не единственная задача, которая стоит перед нами. Следующая важная проблема уже напрямую касается именно педагогической составляющей нашего форума. Суть это задачи состоит в том, каким образом осуществить передачу и усвоение нашим подрастающим поколением сформулированных нами нравственных ценностей и законов? Как сделать так, чтобы современный молодой человек, погруженный в агрессивный информационный поток, не просто вслед за взрослыми декларировал приверженность к нравственной традиции, а осуществлял ее на деле, в своей повседневной жизни?

Иными словами, как воспитать современных юношей и девушек так, чтобы они ответственно стремились создавать крепкие семьи раз и навсегда, а не разменивали себя на безответственные отношения? Как их научить тому, что хлеб насущный необходимо добывать собственным трудом, а не быть иждивенцем или жить в погоне за лёгким сомнительным достатком? Как им объяснить, что нельзя переставать верить  в доброе и светлое, даже если вокруг грязь и тьма? 

 

 

Понимаю, что эти вопросы сложны, и абсолютно явно, что сегодня процесс освоения нравственных ценностей особенно затруднен. Можно, конечно, обвинить в безнравственности подрастающего поколения СМИ или государство, которое не защищает наших детей от тлетворного влияния западных идей, но если мы с вами ответственны в своем служении, то нам и искать выход, нам необходимо искать путь к сердцу современного ребенка и подростка.

 

 

 

Позволю себе и в этом направлении порассуждать вместе с вами и высказать своё мнение.

 

 

  • Первая, как мне кажется, наша ошибка - это постоянная обращенность к прошлому. В том смысле, что рассуждая о добром, ответственном и хорошем, мы чаще всего обращаемся к Великой Истории нашего государства. Но, простите, нельзя до бесконечности эксплуатировать славные и Великие победы наших предков. Например, современные дети уже совершенно иначе воспринимают подвиг нашего народа в годы ВОВ, не потому что огрубели их сердца, а просто потому что прошло уже более 70 лет. Как для нас в свое время подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года не воспринимался так остро, как в 19 веке, так и для детей поколения 21 века все несколько иначе. Мы же продолжаем патриотическое воспитание в стиле и духе того, как воспитывали нас, но это не работает. Да и нельзя создавать впечатление, что все хорошее и героическое у нас осталось в прошлом. Нужно сегодня искать примеры героического служения, нужны примеры из современной жизни: крепких семей, профессиональных тружеников в тех или иных производствах, ответственных честных чиновников, тех, кто в современности нашей достиг определённых жизненных высот и остался человеком. Их надо приводить в классы для бесед, так, как когда-то к нам приводили ветеранов и других замечательных людей. Уверен, что таких мы и сегодня можем найти немало.

 

  • Второй, очень важный, момент: необходимо учитывать, что способы восприятия детей, родившихся после 2000 года, они иные. Думаю, учителя поддержат меня в том, что прежние методические подходы уже не так эффективны, как были еще  совсем недавно. Сегодня мир меняется очень быстро. Пока я произношу эту фразу, в мире внедряется новая технология, о которой завтра наши дети будут знать больше, чем мы. Современный ребенок имеет во многом иные психологические и физиологические особенности. Простите, что вторгаюсь в эту сферу, но иногда наблюдаю, как учителя и родители бьются над первоклассником, потому что он просто не хочет, или, правильнее сказать, не может учиться. Мне бывает очень жаль всех - и ребенка, и родителя, и учителя. Но все же в этой ситуации я стараюсь всегда быть на стороне ребенка. Наши дети нуждаются в нашем нетрафаретном подходе. Принцип «меня так воспитали и я тебя воспитаю» не работает и приводит либо к конфликту поколений, либо к изоляции поколений, когда каждый живет сам по себе. Парадокс современной воспитательной работы, там где она присутствует, в том, что усилий затрачивается очень много, а эффективность остается низкой, хотя, наверняка, есть исключения. Педагоги и воспитатели совершенно искренне и самоотверженно трудятся, иногда опускают руки, видя как их труды игнорируются детьми. Выход вижу в попытке осознать отличие восприятия нового поколения, детей 21 века, необходимо привить им навык сопротивляться той агрессивной среде, в которую мы их сами часто погружаем. И, конечно, нужны новые подходы в воспитательной работе, и, что немаловажно, обратная связь, важно не просто про транслировать ту или иную нравственную идею, важно постараться проследить степень её восприятия.

 

 

Понимаемые мною проблемы, конечно, гораздо сложнее, но одна из задач нашего форума как раз и состоит в том, чтобы поднимать проблемы и вместе искать пути их решения.

Сегодня мы можем констатировать, что между митрополией и министерством образования сложились стабильно устойчивые конструктивные отношения, это результат того диалога, который мы выстраиваем на протяжении нескольких лет. Это доброе сотрудничество нуждается в развитии и освоении новых ещё более плодотворных форм.

 

 

Подводя итог своему выступлению, хочу вернуться в самое его начало. Много раз, на разных площадках я наблюдал некую тоску об общей идеологии, опираясь на которую мы могли вместе улучшать мир вокруг нас. Но идеология общая может быть направлена только на улучшение мира внутри нас. В широкой общественной дискуссии нам необходимо сформулировать этот нравственный образ «нового» человека. И, что немаловажно, найти актуальный и эффективный способ передачи этого образа последующим поколениям - это и есть традиция и традиционное общество.

 

Церковь сегодня открыта для диалогаистремится трудиться вместе, а не вместо государства, вместе, а не вместо государственной образовательной системы, вместе, а не вместо родительского и педагогического сообщества. Вместе трудиться над той «побелевшей нивой» юных душ, ответственность за которые мы все, здесь сегодня собравшиеся, я уверен, разделяем.

 

Благодарю за внимание!