Проповедь в день Крещения Руси

Дорогие отцы, братья и сестры.

 

Мы знаем, что Господь имеет особое промышление о каждом человеке на Земле. Но иногда, рассуждая о судьбах народов, мы можем говорить о целом народе, как об одном человеке.

 

Сегодняшнее Евангелие повествуюет нам о том, как Господь исцелил расслабленного человека, настолько расслабленного, что он сам про себя ничего не мог сказать - друзья положили его к ногам Спасителя. Этого расслабленного мы можем уподобить сегодня, когда мы вспоминаем события Крещения Руси, всему народу российскому. Ибо народ наш в то время представлял из себя такого расслабленного человека, пораженного немощью, преданного страстям и похотям, которые были так логичны в языческой картине мира с ее культом силы, где жизнь человека ничего не стоит, а удовлетворение похотей плоти вменяется чуть ли не в добродетель.

 

И народ наш без некой внешней помощи не смог бы от этого избавиться. Господь устроил так, что в то время на южных рубежах нашей страны мы имели удивительного, сильного и, главное, просвещенного светом Христовой веры соседа - Византию. Взаимодействие русских князей и византийских императоров, крещение некоторых людей (потому что к моменту крещения Руси в Киеве было достаточное количество христиан) - все это свидетельствует о том промысле, который Господь имел о нашем народе. Сегодня мы слышали в Евангелии, что когда Господь исцелил расслабленного, фарисеи стали говорить, что Он богохульствует, что Он присваивает себе власть прощать грехи, которую имеет только Бог. Но богохульствовлали как раз фарисеи.

 

 

В каком-то смысле это богохульство и ложь на протяжении тысячи лет продолжаются в отношении тех событий, которые мы вспоминаем сегодня, событий, связанных с Крещением Руси. Мы с вами помним из советских учебников неправду о том, что Русь была крещена огнем и мечом. Крещение Руси нам преподносилось как некий насильственный акт. Свидетельства о том, что некоторые языческие пережитки сохранялись и до сих пор сохраняются, якобы говорят о том, что все было внешне, формально, что на самом деле ничего не изменилось.

 

Но это ложь, обличить которую очень просто. При тогдашнем населении нашей страны порядка семи-восьми миллионов человек мог ли быть такой сильный аппарат, который заставил бы всех этих людей принять крещение? Дружина князя - это в лучшем случае две тясячи человек. Но даже если допустить, что это возможно, какая же нужна сила, чтобы не просто заставить людей формально войти в воду и принять крещение, но заставить их оставаться в вере? Ведь жизнь людей действительно изменилась, потому что то, что принесло христианство на Русь, эти идеи в корне разнились с языческой культурой. Христианство и язычество находились настолько в противоречии, что человек просто не мог оставаться одновременно и язычником, и христианином. Мы видим в жизнеописании князя Владимира две половины. В первой мы видим воинствующего князя, участвующего в междоусобицах, имеющего множество наложниц, сладострастника. Во второй мы видим отца народа, Красно Солнышко.

 

Эта разительная перемена в человеке возможна, мы с вами знаем об этом, многие - по своей жизни. Многие из нас, пришедшие к Богу подобно князю Владимиру не в детстве, даже не в юношестве, а во взрослом возрасте, уже с опытом греховной жизни, знают, что перемена в нас происходила только благодатью Божией, не нашим хотением. Господь из нас, расслабленных, делает прямоходящих, целеустремлённых, трезвых, целомудренных, верных. Это опыт жизни огромного количества людей. Он передается из поколения в поколение в нашей стране.

 

Мы сегодня с вами совершили Божественную литургию. В момент ее совершения я подумал о том, что те слова, которые мы произносим за Литургией, произносились и тысячу лет назад. Божественная литургия соединяет многие поколения. Только в этом богослужении мы соединяемся с теми, кто жил до нас на этой земле, со всеми теми поколениями людей, благодаря которым мы родились на этот свет. Литургия с ее содержанием, с ее обращенностью к Богу, с ее благодарностью Богу, с молитвами о живых и мертвых, объединяет нас, живых и мертвых, мужчин, женщин, детей, таких разных, таких непохожих друг на друга, но одинаково любимых Богом. И это удивительное ощущение единства во Христе.

 

Но этот опыт единения в вере требует, чтобы мы его поддерживали. Бывает, что мы возвращаемся в состояние расслабленности, начинаем распадаться, перестаем быть единой Церковью. Так происходит на уровне нации, так происходит на уровне общины, на уровне семьи. Мы должны понимать очень четко: к Богу каждый идёт своим путём, но поодиночке никто не спасается. Господь так устроил, что мы друг от друга зависим. Чтобы свершалось спасение нашей души, мы нуждаемся друг в друге.

 

Когда-то Крещение Руси из раздробленных славянских племен создало единую нацию. Становление нашего национального самосознания началось именно там, в Киевской купели Крещения. И каждый раз, когда совершается Таинство Крещения даже одного человека, тоже происходит некое объединение. Ведь не случайно восприемники становятся родными. Это способ увеличить семью. Именно поэтому, несмотря на то, что по правилам Церкви достаточно одного крестного, у нас их чаще двое. В Украине - по пять, десять человек.

 

Но, к сожалению, крещение сегодня у нас приобрело некий частный характер. Крещение новых членов Церкви перестало быть событием всей Церкви, мы перестали это ощущать как радость для всех и для каждого. Есть храмы, например в Греции, где не прерывалась эта традиция, где Крещение - праздник всей общины: люди надевают праздничные одежды, украшают купель цветами, готовят угощение для всех...

 

Сегодня здесь, среди нас, есть несколько семей, которые пришли в храм, чтобы крестить своих детей. Мы хотим, чтобы этот день стал для них особенным торжеством. Мы совершим крестный ход. Купель мы сегодня вынесли во двор храма, потому что хотим, чтобы все вы стали свидетелями этого удивительного Таинства, причастниками радости этих четырех семей. Очень важно, чтобы мы вот так солидарно радовались друг за друга, радовались о том, что наша Церковь умножается, живёт, развивается.

 

Сегодня мы видим очень много благих перемен в сознании наших людей, нашего народа. У нас есть надежда, наджеда во Христе, Господе нашем.

Снова вознесем молитвы святому равноапостольному князю Владимиру и возблагодарим Бога за то, что мы просвещены светом Христовой веры.

 

Аминь.