Про

Проповедь в Неделю 17-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

 

Дорогие отцы, братия и сестры! Сегодня мы совершаем память святителя Михаила, называемого в церковном предании и церковной истории первым митрополитом Киевским. Согласно житию святой Михаил был одним из тех первых архиереев, которые прибыли на Русь во время ее крещения, и много способствовал тому, чтобы вера православная утверждалась в народе. По преданию он был сирийцем, но история и память народная и предание Церкви запечатлели его имя не просто как некий исторический факт, а запечатлели его жизнь и труды как святительские, как пример святой жизни. И поныне его мощи пребывают в пещерах Киево-Печерской Лавры.

 

Таких дней памяти в нашей Церкви очень много. Дней памяти, которые ярко свидетельствуют о том, что Церковь Русская имеет свое начало в той самой Киевской купели, и что современные Украинская и Русская Православная Церкви есть одно общее Тело, есть неразрывный хитон Господень. Есть между нами историческое и духовное единство, разорвать которое невозможно. Но мы знаем, что враг рода человеческого не спит и не имеет никакого отдыха, всегда трудится над тем, чтобы вносить в мир смуту и разделение. И уже практически год, как вопрос с Украинской Церковью обострен. Как вы знаете, около года назад была сформирована структура, состоящая из людей, которых, по сути, священнослужителями назвать нельзя, потому что они были рукоположены людьми, практически не имеющими права рукополагать священнослужителей. То есть люди, которые не являются священнослужителями, сегодня управляют новой так называемой Православной Церковью Украины. Народ украинский остается верным митрополиту Онуфрию и в конечном итоге тому духовному единству, которое есть между Москвой и Киевом.

 

Мы настаиваем на том, что Украинская Православная Церковь есть неотъемлемая часть Русской Православной Церкви, несмотря на изменение границ, несмотря на то, что сегодня наши страны находятся в некоем конфликте. Мы говорим о том, что наша духовная связь – это практически все, что осталось от связи с братским украинским народом.

 

И поэтому мы так держимся за это единство, именно поэтому мы готовы его отстаивать, именно поэтому мы с надеждой смотрим на наших Украинских братьев и сестер, молимся о них за каждой Божественной литургией. Молимся о том, чтобы Господь даровал им сил, чтобы в сердце своем сохранять это единство. Совсем недавно, летом, я имел возможность сослужить с некоторыми архиереями Украинской Церкви. Меня поразила их стойкость, отсутствие страха и понимание того, что правда за ними. Они делают свое дело, не занимаются политикой, молятся Богу и просят Украинское государство только о том, чтобы оно не вмешивалось в дела Церкви.

 

От одного из архиереев я услышал удивительные слова о том, что на самом деле Русская Церковь в большей мере нуждается в непрекращающемся общении с украинскими братьями. Народ Украины в своем духовном порыве, в своем духовном желании более религиозен, чем народ, живущий в нашей стране. Был такой период в XX веке, когда в Украине приходов было больше, чем на всей территории огромной Российской Федерации. Многие украинские священнослужители до сих пор служат на территории Российской Федерации. Есть в Украине такие села, из которых вышли не один, не два, а десятки священнослужителей. Годы безбожия, которые пережила наша страна, Украину коснулись в меньшей степени. Сегодня, общаясь с украинскими братьями и сестрами, с архиереями и священнослужителями, мы часто видим, насколько естественна их вера. Им не надо ничего доказывать. Религиозность Украинского народа – врожденная. В советское время люди, жившие в Украине, имели веру Божию. Поэтому они с детства воспитаны в вере и могут многому нас научить. Той самой простоте, той самой естественности, той самой стойкости, той самой верности Христу.

 

Самое главное, о чем нам сегодня говорит Евангелие, то, что отличает нас, православных христиан, от всех других верующих на земле, заключается в словах – «любите врагов ваших» (Мф.5:44). Никакая другая религиозная традиция не имеет такой заповеди о любви к врагам.

 

И это очень важный наш девиз, который мы, к сожалению, в своей жизни редко соблюдаем. К сожалению, мы не то что врагов – ближних своих часто не любим, испытываем к ним неприязнь. Все доброе и хорошее, что делаем друг для друга, делаем в надежде получить обратное. Но обратное не получаем – смущаемся и гневаемся. Между тем, Господь нам говорит: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6:36).

 

В чем милосердие Божие заключается? В том, что Господь одинаково благ для всех. И мы видим, что есть люди на земле, которые не знают Бога или противятся Богу, но Господь не отвергает их, Господь не уничтожает их, Господь дает им время для покаяния, дает им время на исправление, Господь ждет каждого из них. Иногда можно услышать среди нас, христиан, возмущение на тему: «А почему так получается?» Мы знаем тех, кто плохо живет, а Господь им все дает и дает, и продолжает давать, а мы стараемся жить по Евангелию, но так скудно живем. Но в том, что Господь иногда исполняет молитвы живущих во грехе в большей мере, чем людей, старающихся жить по Богу, как раз есть проявление Его Божественной Любви. Господь надеется, что человек благодаря этому поймет, что его такого, неисправленного, любит Бог, и это будет началом исправившегося сердца. И в благодарность Богу за любовь человек начнет приходить к вере.

 

Смысл, который также отражен в Священном писании: там, где преизобилует грех, там преизобилует благодать Божия. Господь старается спасти всех, и, как солнце одинаково светит для всех на земле, так Господь одинаково любит нас всех. Господь призывает делать все, ничего не ожидая в ответ. На большее зло надо отвечать большим добром. И как бы безумно ни звучало это для современного мира, именно в этом состоит христианское вероучение.

 

Вознося молитвы об Украинской Церкви, снова и снова молясь за наших украинских братьев, я призываю вас к тому, чтобы не пускать в свое сердце злобу. К сожалению, так устроен современный мир, что происходящее в других странах мы воспринимаем через призму средств массовой информации. Но, поверьте, реальность иная. И когда мы видим украинский народ в гневе, ненавидящим Россию и русских, не надо принимать это к сердцу. Не надо думать, что так происходит с большинством украинских людей. Это не так. Просто любая злоба всегда заметнее любви к благу. Поверьте мне, любви и блага в украинском народе гораздо, гораздо больше и среди тех, кто желает единства, и среди тех, кто не желает единства с Русской Церковью.

 

Я верю, что молитвами Церкви, нашими соборными молитвами, рано или поздно все это закончится, и правда Божия восторжествует. Мы еще не раз помолимся вместе о нашей единой Соборной и Апостольской Церкви, сохраняя неразрывной нашу духовную связь, нашу историческую действительность, наши корни, благодаря и благословляя Бога, храня в своем сердце любовь.

Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.