оповедь в преддверии праздника Преображения Господня в храме Воскресения Христова п. Трусово

Про

Дорогие отцы, братья, сестры. Церковь так устраивает дни нашей жизни и так соединяет церковный календарь, что мы можем сопоставить два события сегодняшних Евангелий.

 

Первое Евангелие, которое мы сегодня слышали за Литургией, повествует о том, как ученики оказываются в бурю на Галилейском море, и Господь приходит к ним по водам. Апостол Петр говорит Ему: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде» (Мф.14:28). Он выходит из лодки в бушующую пучину, делает несколько шагов и начинает утопать. Господь тотчас оказывается рядом и простирает к нему руки. Горячий Апостол Петр кричит: «Господи! спаси меня» (Мф.14:30).

 

Но вот проходит некоторое время, почти два года, и совершается за сорок дней до крестных страданий Господа то, ради чего мы сегодня снова собраны в храме - славное Преображение Господне. И снова мы видим апостола Петра, которого Господь вместе с двумя другими учениками берет с Собой на гору Фавор, который вместе со всеми засыпает, не в силах вынести тяготы дня, пока Господь молится, и пробуждается от удивительного света. Свет был настолько ярким и пронзал все вокруг, что пробудил апостолов. Увидели они Господа Преображенного, и такая радость, такое состояние было у апостола Петра, что он говорит: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф.17:4).

 

Ничего больше ему в жизни не надо. Удивительное преображение не только Господа, но и апостола Петра. Удивительная связь между этими двумя обращениями к Богу: «Господи, спаси меня...» и «Господи, хорошо нам здесь быть…». Есть ли связь между тем, как апостол Петр утопает в пучине Галилейского моря, и апостолом Петром, лицезреющим Преображенного Господа на Фаворе? Несомненно есть. Связь эта, как и все в Евангелии, касается не только самого апостола Петра, но и всех нас.

 

Мы видим апостола Петра в корабле вместе с другими учениками в страхе и трепете, его желание выйти из корабля и пойти по воде. И хотя звучит фраза: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде», это не есть желание испытать Бога. Это порыв сердца, это искреннее желание его веры, желание идти за Христом, куда бы Господь ни позвал, даже в пучину моря. Но апостол Петр понимал, что там, где Христос, там жизнь. И он делает этот шаг, выходит из ладьи в бушующее море.

Каждый из нас в своей жизни делает подобный шаг. Мы не много принимаем в своей жизни каких-то судьбоносных, поворотных решений, но обязательно их принимаем. Это может быть выбор, связанный с нашим жизненным предназначением, выбор между монашеством и супружеством, выбор супруга, вверение ему своей жизни. Такие поступки определяют жизнь человека на многие годы. И всегда это поступки веры: вверяя свою жизнь Богу, мы принимаем то или иное решение. И понятно, что даже если нам кажется, что мы все продумали и все правильно решили, особые сомнения наступают тогда, когда нам становится трудно. И мы, такие же немощные, как апостол Петр в той пучине, сделавший однажды выбор, в какой-то момент начинаем колебаться и начинаем тонуть.

 

Всегда, когда комментируется это Евангелие, акцент делается на том, как слабый апостол Петр тонет в Галилейском море. Но подождите, подождите судить апостола Петра. Он же сделал этот шаг, на который никто из других апостолов не отважился. Да, он немощный человек, но он дерзновенный человек, человек мужественной веры. И посмотрите: он кричит, он молился Богу, и Господь тотчас оказывается рядом, ни мгновения не медля. Да, звучит от Господа некий упрёк: "Зачем ты усомнился?" (Мф.14:31). Но это упрёк нам. Мы так же, идя по бушующему морю жизни, периодически начинаем сомневаться, утопать и кричать Богу. Апостол Петр показывает нам: только скажи "спаси меня", и Господь тут же будет рядом.

 

Как часто наши сомнения в выбранном пути заканчиваются тем, что начинает разрушаться жизнь. Мы сходим с избранной дороги, мы изменяем сами себе, своему предназначению, своему призванию из сомнений, из страха, из-за какой-то пустой мечты о том, что где-то там есть другая, лучшая, правильная жизнь. Но без сегодняшнего утопания апостола Петра в Галилейском море не было бы его Фавора, не стал бы он свидетелем Преображения Господня и не коснулся бы его Фаворский свет, не увидел бы он божественную природу Богочеловека и не сказал бы: "Господи, хорошо нам здесь быть".

 

Это связанные вещи: дерзновенная вера, молитва и ответ Бога на молитву. Сегодняшний раздник в конечном итоге об этом - о дерзновении веры, которое человек поддерживает молитвой, т.е. собеседованием с Богом. Совершенно не случайно звучит сегодня в Евангелии в самом конце голос из облака: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5). И здесь речь не только о послушании Богу, а в принципе о том, что человек, молясь Богу, должен слушать ответ Господа в своем сердце. Не просто изливать Богу душу, не просто постоянно просить о помощи, а иметь желание услышать ответ, просить управить путь нашей жизни, укрепить нас в том выборе, который мы делаем. Услышать Бога значит понять, какова Божья воля о нас в этой жизни.

Искренняя, сердечная молитва - это самый необходимый спутник человека. Для нас это чаще всего тот самый крик апостола Петра. И Господь помогает так же, как помог утопающему апостолу Петру. Господь преображает нашу жизнь. Часто для нас это бывает незаметно, потому что мы хотим все и сразу. Но проходят годы, и жизнь меняется. Очень важно, чтобы мы ценили эту преображенную жизнь, умели благодарить Бога и могли сказать: «Даже если случаются бури, я знаю, что Ты рядом. Поэтому хорошо мне здесь быть».

 

Этот навык видеть присутствие Бога в своей жизни очень важен. Именно он определяет нашу верность избранному пути, нашу стойкость к переменам в жизни, определяет нашу любовь и преданность Богу. В праздник Преображения Господня молимся мы именно о таком преображении нашей жизни, о преображении нашего образа молитвы. Молимся о том, чтобы Фаворский свет пронзал нашу жизнь, хоть в самой малой мере высвечивал в ней все неправедности, которые обязательно исправляются, и, наполняясь Фаворским светом, мы могли бы говорить: «Господи, хорошо нам здесь быть».

 

Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки веков.

 

Аминь.