Проповедь в Неделю о расслабленном

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 

Дорогие братья и сестры, сегодняшний воскресный день своим евангельским чтением снова переносит нас в святой град Иерусалим. Господь со своими учениками выбирает из множества ворот, ведущих в сердце Иерусалима, Овчие ворота, через которые вели стада овец для жертвоприношения в храме. У самых Овчих врат находился и находится до сих пор источник,  имеющий пять крытых галерей. Он так и называется - Овчая купель.

 

Только раз в год ангел сходил в эту воду, возмущал ее. Первый, кто входил в эту воду, получал исцеление от своих недугов. Множество людей находилось в этих пяти крытых галереях - больных, сухих, хромых, чающих, ожидающих движения воды. Трудно себе представить, что происходило в тот момент, когда совершалось это чудо. Все знали, что только первый получит исцеление. Мы иногда сегодня видим, что происходит, когда мы стоим в очереди за крещенской водой, которая не иссякает и всегда можно ее набрать. Ее действие не теряется после того, как кто-то набрал ее первым. И какое столпотворение происходит… Что же было там?

 

У кого-то были знакомые или близкие родственники, которые помогали несчастным входить в эту воду. И вот один человек лежал у этой купели долгих 38 лет. Святитель Николай Сербский говорит, что время  счастья и время здоровья летит на крыльях, а время скорби и болезней не то, что крыльев не имеет, не  имеет даже иногда и ног. Каждый из нас знает, как бесконечно тянется время  скорби. И, наверное, те 38 лет, что этот несчастный лежал у Овчей купели, были для него вечностью. При этом за эти 38 лет он не потерял надежды. Он верил, что рано или поздно найдется такой человек, который поможет ему войти в эту воду.

 

Представьте себе: огромный город по тем временам, Овчую купель от Иерусалимского храма, куда каждый год собирались тысячи людей, отделяла только дорога. Через дорогу  - Иерусалимский храм, а этот несчастный 38 лет лежит и не может получить исцеление. И город как бы разделен на этих несчастных, немощных, хромых, больных  и всех тех здравых, счастливых, которые живут, радуются жизни, просто ходят мимо этой купели.

 

Господь, пришедший в этот день в Иерусалим, устремляется к Овчей купели - Он как Бог и Промыслитель знает обо всех тех, кто имеет нужду.  И обращается к этому человеку, спрашивая о его недуге. И тот говорит удивительную фразу: «не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода» (Ин. 5:7). Святитель Николай Сербский,  продолжая этот диалог от лица Господа говорит: «Но ведь в Иерусалиме столько народу, столько праздных, богатых, сильных, неужели нет ни одного, кто протянул бы тебе руку помощи для спасения своей души или хотя бы послал своего слугу тебе помочь?» И отвечает этот несчастный: «не имею человека».

 

Но находится Тот Самый Человек. Вспомните, когда Пилат вывел растерзанного Спасителя на Лифостротон, указав на него словами: «Се, Человек!» (Ин. 19:5).  И нашелся этот Человек, который говорит несчастному простое слово: «Встань, возьми постель твою и ходи» (Ин. 5:8). Весь этот ужас, длившийся 38 лет, вдруг заканчивается. Вдруг прекращается боль, вдруг прекращается то униженное состояние. Здравые и счастливые, лицезревшие эту картину, начинают возмущаться. Ведь происходило все это в субботу, когда ничего нельзя было делать. И думалось им, что, соблюдая так покой в субботу, они  служат  Богу.  Но Господь показывает, что не  человек для субботы, а суббота для человека. Именно в субботу Он исцеляет этого несчастного. Но окружающие в безумии своем не обращают внимания на то, что он вдруг стал здоровым. И говорят ему: «Кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?» (Ин 5:12). В этом безумии фарисеи дошли до того, что заповедь Божию о милости  подменили законничеством.

 

В духовном и не духовном смыслах наш мир поделен вот так на две части: на всех тех немощных, скорбящих, нуждающихся и тех других, которые счастливы, наслаждаются каждодневно полнотой жизни, заботятся о своем здоровье, возводят иногда эту заботу в культ. Но хочется спросить: «Для чего?». Для чего быть здоровым и счастливым? Возникает вроде бы закономерный ответ: «Чтобы жить». Но жизнь не может быть ради жизни. Здоровье - это  средство. Жизнь ради жизни – это жизнь без цели.

 

Бог создавал человека не для того, чтобы он просто прожил свои 75-80 лет земного пути и ушел в мир иной. Для чего быть здоровым? Сегодняшнее Евангелие дает ответ на этот вопрос. Здоровье  человеку  нужно  только для того, чтобы отдать свои силы тому, кто нуждается. А если не на это мы тратим свои силы, то мы, безумные, уподобляемся фарисеям и саддукеям, проходя мимо скорбящих и несчастных, ожидающих движения воды, ожидающих движения нашего сердца.

 

Недавно в моей жизни произошел случай, который, наверное, может служить иллюстрацией нашего времени. В одной местности за пределами населенного пункта ехал я по дороге и увидел женщину преклонных лет. Она куда-то шла со своими сумками. Я еще не знал куда. Как обычно, мы все торопимся, и я проскочил мимо. И вдруг понял, что ближайший населенный пункт очень далеко. Совесть меня стала обличать, и я вернулся. На обратном пути мне встретились еще несколько машин, и я был в полной уверенности, что потерял  свою награду,  что кто-то уже эту женщину подвозит. Но ничуть не бывало. Женщина продолжала идти своим путем. Я остановился. Она говорит: «Да ничего, я дойду». Потом села в машину и сказала без обиды и желания обличить кого-либо: «Машин у нас много, а подвезти некому». И как много в этой фразе глубочайшего смысла. Мы сейчас так с вами живем - каждый сам по себе. Сил много, достатка много, а подвезти некому.

 

Но есть Господь, милостивый Господь, который спешит на помощь каждому нуждающемуся и скорбящему, если только скорбит он с верой, если только молится и верит, что Господь его не оставит. И каждый раз, когда нас с вами не хватает для того, чтобы оказать помощь ближнему, Господь находит средства, находит возможность и устремляется навстречу. И получается, что мало того, что Господь жил на этой земле, страдал за нас, умер за нас, так еще и дела милосердия делает за нас. А мы продолжаем жить, ничего не замечая.

 

И совершенно не случайно Церковь так установила, что третье воскресенье после Пасхи именуется неделей о расслабленном. Потому что главный герой сегодняшнего дня - не этот несчастный человек, который верил и молился,  несмотря на все свое одиночество, и Господь пришел в Иерусалим ради него, не ради праздника и торжеств, а ради этого человека пришел, нашел его, исцелил его. Главный герой этого дня – это мы с вами. Это мы, расслабленные духом, расслабленные верой.

 

До Пасхи, в пост,  мы  напрягаемся, что-то  делаем, молимся, понуждаем себя на добрые дела, но наступает иное время, и хочется, как обычно, «пожить для себя». И Церковь в сегодняшнем Евангелии нас отрезвляет и говорит: оглянитесь и опомнитесь! Текут часы вашей жизни,  и ваше здоровье и силы, которые вы еще можете отдать, они тоже  уходят. И рано или поздно мы окажемся в физически  беспомощном  состоянии.  И страшно нам будет сказать так же, как расслабленный у Овчей купели: «не имею человека». А почему не имею? Да потому что сам не отдавал. Потому что сам, пока были силы и возможность, не стремился отдать их.

 

Пусть сегодняшний день и сегодняшнее Евангелие, дорогие мои, всех нас всколыхнет, всколыхнет наши сердца. В ближайшие дни будет много говориться о страшных событиях  Великой Отечественной Войны и о Победе. Ветеранов, участников тех страшных событий почти не осталось. И чем дальше  мы от тех событий, тем сильнее все притупляется  и забывается. Забывается то, что тогда, в то страшное время, люди выжили только потому, что у каждого был ближний. У каждого был человек. И выжили мы только потому, что не жил человек сам по себе, не проходил мимо чужой боли. Поэтому, что бы мы сегодня с вами ни говорили, сколько бы ленточек ни носили на своей груди, если вернуть время назад и нас нынешних поместить в то страшное время, то неизвестно, чем бы все закончилось.  

 

Поэтому, братья и сестры, пусть эти дни заставят нас задуматься над тем, что с нами сегодня происходит. Не теряем ли мы тот дух победы, победы над самими собой, победы над своим собственным «я»? Не слишком ли мы сегодня замкнуты на себе? Оглянемся, опомнимся и помолимся Богу, чтобы он дал нам сил и здравия. Для чего? Для того, чтобы найти тех самых нуждающихся и отдать эти силы и здравие им.

 

Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.