Проповедь в неделю 9 по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

 

Братья и сестры! Еще вчера за вечерним богослужением, на котором, к сожалению, не было так много молящихся, как сегодня утром, мы читали Евангелие, в котором говорится, что ученики страха ради иудейского собраны были в горнице и Господь явился им. Сегодняшнее евангельское чтение продолжает тему двух чувств в сердце человека - страха и веры.

 

Мы видим сегодня учеников Христовых, которых Господь  отослал на другую сторону Геннисаретского озера, снова попавших в бурю. Так уже было в Евангелии. Тогда Господь был с ними в лодке, а сейчас Его нет с ними. Его нет рядом, Его нет осязаемо. И вдруг буря, ветер, волны захлестывают их корабль. В страх и ужас пришли они. Господь удалился на гору, чтобы помолиться. Уже ближе к концу ночи видят они, как им кажется, еще более страшное зрелище. Они видят самого Господа, идущего по волнам этого бушующего моря к ним.

 

В Евангелии сказано, что «ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали» (Мф. 14: 26), но Господь говорит им: «ободритесь; это Я, не бойтесь» (Мф. 14: 27). Не прекращается буря, не утихает ветер. Господь лишь говорит им, что это Он.

 

Наученные прошлым опытом, когда Господь умирил бурю, они должны были преисполниться спокойствием и верой, ибо знали: если с ними Господь, то ничего с ними не случиться. И более всего вера проявляется в горячем и всегда устремленном вперед апостоле Петре. Он также боялся, как и все остальные ученики, но когда увидел Господа, сказал дерзновенно: «повели мне прийти к Тебе по воде» (Мф. 14: 28).

 

Это были слова не дерзости, а дерзновения, это были слова веры, столь свойственной этой горячей натуре, какой был апостол Петр. Он выходит из корабля и начинает идти, начинает идти по волнам бушующего моря навстречу своему Спасителю, но немощна его человеческая природа, его вера несовершенна, и убоялся он уже не тех бушующих волн, а сильного ветра, убоялся и начал тонуть. И Господь, желая показать нам с вами и ученикам, что тонет он не потому, что физически должно было так происходить, а тонет он лишь от недостатка веры, говорит, беря его за руку: «Маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14:31). Но прежде чем Господь простер свою руку к утопающему Петру, Петр возопил громким голосом: «Господи, спаси меня!» (Мф. 14:30).

 

Волны бушующего Геннисаретского озера многие святые отцы сравнивают с волнами моря житейского, в котором каждый из нас с вами проходит свой жизненный путь. Корабль — есть Церковь Христова, Церковь земная, которая также подвержена всем этим волнениям житейского моря, и мы с вами, составляющие эту земную Церковь, собраны сегодня здесь, в храме, все такие разные, с разным опытом  и крепостью веры.

 

Как часто мы с вами бываем в жизни своей боязливы! Как часто страх мешает нам оставаться добрыми христианами! Вчера я говорил о том, что страх – это  совершенно естественное чувство для человека, но страх бывает разный. Бывает страх, который делает человека малодушным, и он становится неспособным на поступок, неспособным сделать так, как нужно, как правильно в данный момент.  Есть страх, от которого человек становится вдруг подлецом. Страх бывает и иного рода: человек, бравируя своей мнимой смелостью, теряет всякую ответственность перед окружающими его людьми, перед своей жизнью. И начинает жить безрассудно, совершая те или иные поступки.

 

Совсем недавно мне рассказали об одном человеке. Человеку почти сорок лет. Женат. Ребенок. Но как-то все в его жизни было бурно - неуёмная натура. Может быть повлияло на него то, что он служил в горячих точках. Он всё чего-то искал, в семье не складывалось, были какие-то непонятные иные отношения, потом возвращение в семью. Такая вот натура. И к чему все привело? Прогуливаясь по набережной, он решил показать себя. Разделся и прыгнул головой вниз, а глубины было по колено. И в один миг человека не стало. Не стало молодого, крепкого мужчины, талантливого по-своему. В один миг не стало отца, мужа.

 

Казалось бы, вот поступок. К чему он привел? В этом тоже есть некая смелость. Но это безответственная смелость. Человек должен бояться, но страх настоящий, жизненный должен быть сопряжен с крепкой верой. И человека верующего страх сподвигает быть более ответственным за свою жизнь, за жизнь своих близких, он не делает безрассудных поступков. А в ситуации критической именно вера помогает преодолеть страх.

 

Мы часто видим в истории, как какой-то маленький человек, неприметный, совсем не героической внешности вдруг совершает тот или иной героический поступок, потому что движет им вера. Сегодня мы и в Послании апостола Павла слышали о том, как происходит в жизни человека: каждый из нас, выстраивая свою жизнь, должен ее выстраивать её на добром основании, которое есть Христос и вера во Христа как в Бога. Но это наше строение жизненное постоянно будет подвергаться искушениям, всякого рода скорбям. Как апостол Павел говорит в Послании, эти люди спасаются «как бы из огня» (Кор. 3:15).

 

И много в Священном Писании мы видим праведников, которым Господь посылал величайшие скорби. Вспомним и праведного Иова, и праотца Иакова. Ни у кого из них не было жизни благополучной. Ни у одного из тех, кто в Ветхом Завете называется праведным человеком, не было жизни спокойной. У всех были скорби. Но Господь призывает нас не боятся скорбей,  говоря: «Это Я, не бойтесь». (Мф. 14:27).

 

Во всем, что нас в жизни окружает - и в скорбях, и в бурях, и во всякого рода трудностях, которые нас сопровождают, - во всем этом так или иначе есть Господь, Который желает спасения нашей души и дает нам эти скорби, чтобы спасались мы с вами «как бы из огня».

 

Но мы должны иметь крепкую веру. И как бы нам не было тяжело и страшно, проходя наш жизненный путь, мы должны крепко верить в милосердие Божие. И особенно это важно, когда мы совершаем грех, когда мы падаем. Тот же горячий апостол Петр, как мы знаем, сегодня ходит по водам, а завтра страх его побеждает и отрекается он от Спасителя своего, говоря: «Не знаю этого человека». Страх его победил. Но если бы не вера, которая горела в его сердце, закончил бы он так же, как и Иуда, повесившийся на древе.  Но апостол Петр именно потому апостол Петр, что, падая, или как в сегодняшнем Евангелии утопая, он кричит и молится Богу: «Господи, спаси меня, ибо я погибаю!». И в этом покаянном вопле Господь простирает к нему руку. Так и мы с вами, братья и сестры, в каждый раз, когда падаем, должны кричать Богу: «Господи спаси меня, ибо я погибаю!». И верьте - рядом с нами будет Господь, в какой бы буре жизненной мы не находились. Протянет к нам Свою руку и даст нам благодатную и крепкую Свою помощь.

 

Аминь.