Про

Проповедь в день памяти святых Петра и Февронии Муромских

Сегодня в Евангелии мы слышали одну из многочисленных притч, которые Господь рассказывал во время Своего земного служения. Рассказывая притчи, Он через понятные для того времени образы говорил об очень важных вещах. Перед фарисеями, перед книжниками, перед теми людьми, которые считали себя всезнающими, некими хозяевами религиозной жизни в древнем Израиле, Он излагает притчу о виноградарях.

 

Обычно в толковании этой притчи хозяин виноградника и слуги, на которых он его оставил - это ветхозаветный Израиль, новые слуги - новозаветное священство, а виноградник есть новозаветная Церковь. Но преподобный Иустин (Попович) говорит несколько иначе. Он говорит, что виноградник, который насадил Господь (Господин в притче), - это есть мир, который Господь создал, мир, который развивается по данным Богом законам и отдан человеку, чтобы он заботился о нем, возделывал его.

Человек во время своей земной жизни должен четко понимать, что он - не хозяин этого мира, что подобно тому винограду каждый человек - творение Божие, которому Он дал бессмертную душу, некий живой росток. В этом смысле мы так же, как и слуги из этой притчи, которые должны были заботиться о винограднике и отдавать плоды хозяину, должны заботиться о своей душе и отдавать плоды Богу, четко понимая, что мы - не хозяева.

 

Но мы забываем об этом. Нам начинает искренне казаться, что наша жизнь, все, что нас окружает - это наше достижение: "Почему мы должны чувствовать над собой иного хозяина, какую-то иную волю, какого-то небесного Отца?" Известно, как это происходило в истории народов, государств. Это происходит и в современном мире. Человек декларирует свою полную независимость от Бога: "Какие заповеди? Какая Церковь? Человек все сам решает: что хорошо и что плохо". И что данному, конкретному человеку хорошо, то и должно приниматься всеми.

 

Но давайте посмотрим на все те же примеры, которые приводит Господь. Мы знаем, что есть растения, которые не любят много света, они на солнце быстро вянут. А есть другие, которым наоборот нужно солнце. Какому-то нужно больше влаги, другому - меньше. Какое-то нужно вовремя подрезать, чтобы оно дало плод. То есть заботясь о растении, мы понимаем, что механизм его роста от нас, по большому счету, не зависит, что всему свое время, что есть некий внутренний закон. Он, конечно же, заложен Богом. Так же и с человеческой жизнью. Мы не сами по себе пришли в этот мир. Господь задал принципы жизни людей, принципы человеческих взаимоотношений. И если эти принципы отвергаются, мир перестает жить по законам Божьим, а нарушение закона есть грех. И грех начинает разрушать людей.

 

В притче Господь иносказательно говорит о Своем пришествии. Он говорит, что хозяин виноградника послал этим слугам, которые перестали считать, что они кому-то чем-то обязаны, своего сына, чтобы они устыдились. А те подумали: "Убьем его, и все будет наше". Преподобный Иустин говорит, что Сын Божий пришел в мир и объяснил, по каким принципам происходить взращивание нашей души. Но мы продолжаем убивать Бога. Это происходит периодически с каждым из нас.

 

Каждый из нас несёт свое служение в этом мире. Когда учитель перестает быть нравственным примером для своего ученика и не учит его тому, что все вокруг действительно создано Богом, он убивает Бога в своем ученике. Когда священнослужитель перестает жить по Евангелию, он убивает Бога в своих прихожанах. Когда судья неправильно судит, вынося заведомо ложный приговор подсудимому, руководствуясь своей корыстью, он убивает Бога в этом человеке. Когда учёный высказывает богопротивные мысли, он убивает Бога в тех людях, которые его слушают, считают его авторитетом.

 

Вот так человек в безумии своем продолжает думать, что он сам по себе. Наверное, в самой большей мере это безумие постигает человека в отношении семейной жизни. Совсем недавно на одном из достаточно популярных электронных ресурсов профессор Высшей школы экономики, который всю жизнь занимается демографией, рассуждал с властью знающего человека о том, что увеличение количества детей в семьях не нужно, что надо приглашать в страну мигрантов. "В мире очень много людей, - говорит он. - Зачем обременять кого-то множеством детей? Люди должны жить для себя, должны жить долго, и не должны иметь лишних трудностей". Человек говорит об этом серьезно. Говорит и о том, что Церковь занимает ретроградную позицию, призывая своих прихожан к тому, чтобы в семьях рождались дети.

 

Да, мы за то, чтобы в семьях рождались дети. Столько, сколько Господь даст. А почему? Не потому, что многодетность есть сама цель, а потому, что Господь оставил нам заповедь о любви к ближнему и о любви к Богу. Но заповедь эту можно исполнить только тогда, когда любовь вокруг нас умножается, когда вокруг нас люди, которых мы любим и которые любят нас. Скажите мне, кто и когда будет любить вас больше, чем ваши дети? Кого и когда вы будете любить больше, чем ваших детей?

Деторождение - это способ умножения любви, это исполнение заповеди. Отказ от деторождения - это отказ от любви к ближнему в пользу любви к себе, это эгоизм. Мы знаем, что бывают разные ситуации, что Господь не даёт детей или не складывается супружество. По-разному в жизни бывает, но мы не считаем, как в древнем Израиле, что отсутствие детей есть некое проклятье, нет. Мы говорим лишь о том, что Господь нам заповедовал определенный принцип жизни. Когда два человека, один мужчина и одна женщина, связывают свои жизни один раз и на всю жизнь, и в этом счастливом союзе начинают рождаться дети как плод их любви - это замысел Божий о жизни людей. И любая попытка извратить такой порядок жизни неминуемо приведет людей в конечном итоге к катастрофе.

 

И это происходит в мире, происходит вокруг нас. Тот самый виноградник, который насадил Господь, погибает. В силу того, что в человеке заложена склонность ко греху, мы так легко принимаем все те извращения, духовные и плотские, которые нам предлагаются. И Церковь Божия будет свидетельствовать до конца мира, что есть над всем Божиим творением один Законодатель. И как есть в мире физическом законы, по которым развивается жизнь на земле, так и в жизни людей есть Богом данные законы, главный из которых - любовь. Как только происходит его нарушение, целостный, красивый, гармоничный мир ,начинает разрушаться, становится безобразным, суетным, метущимся и несчастным. Сегодня мы молимся святым Петру и Февронии о том, чтобы мир оставался целостным, чтобы тот образ семьи, который мы имеем уже в первобытном раю в лицах Адама и Евы, созданных как муж и жена, преданных и любящих друг друга, не иссяк окончательно, ибо тогда наступит конец мира.

 

От каждого из вас, кто когда-нибудь собирается вступить в супружество или уже в нем состоит, зависит, сохраним ли мы этот Божий замысел или окончательную победу одержит то, что нам сегодня предлагается под видом семьи. Народ Божий - это всегда малое стадо. Но те добрые семьи, которые вы создадите или утвердите в своей жизни послужат маяком для всех тех, кто не будет знать о том, как на самом деле должно быть, пока не встретятся с доброй жизнью христиан.

 

 

Богу нашему Слава всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.