Проповедь после первой Литургии в храме Воскресения Христова на Трусовском кладбище (12 июня 2016 г., неделя 7-ая по Пасхе)

Дорогие братья и сестры, мы с вами переживаем удивительное время, мы вспоминаем последние дни и мгновения пребывания Господа на земле. Сначала мы вспоминали каждый день Его крестного пути, Его Светлое Воскресение, в течение сорока дней до дня Вознесения мы видели Господа, Который являлся Своим ученикам и апостолам, и видели, как Он возносился с горы Елеонской.

 

И вот в эти чудесные 10 дней, которые отделяют день Вознесения от Дня Святой Троицы, - это время, когда апостолы пребывали в удивительном состоянии: мы видели их в страхе и печали, ибо они видели Господа, распинаемым на кресте; видели их в сомнениях, когда они узнали, что гроб Господа пуст, и им тяжело было поверить, что Христос воскрес; и мы видим их сходящими с горы Елеонской, пребывающими в радости.

 

В чем же их радость? Казалось бы, вот их любимый Учитель, Которого они потеряли, видели Его убитым, истерзанным и погребенным, потом вновь обрели воскресшим, и воскресший их любимый Господь, осязаемый, такой близкий, возносится на небеса, как бы оставляет их.  Так в чем же была радость апостолов? Радость апостолов была в том, что теперь они не просто верили, но знали, что за Вознесением последует День Святой Троицы, когда Господь ниспошлёт на Своих апостолов Дух Святый и создаст здесь, на земле, иную реальность - Церковь Христову, и в этой иной реальности у каждого из нас будет возможность быть к Богу гораздо ближе, чем были они в дни Его земной жизни, в дни после Воскресения.

 

Сердце их ликовало. Проходят 10 дней, и мы видим перемену: неученые, простые, боязливые, косноязычные апостолы становятся вдруг горячими исповедниками и проповедниками Христа, готовыми нести Имя Христово до края земли, готовые до смерти дойти. Мы увидим, как будет зарождаться Церковь. Наше сегодняшнее богослужение в этом нововоздвигнутом храме – это тоже в некотором смысле торжество Церкви как богочеловеческого организма, как сообщества верующих.

 

Глава нашей Церкви -  Сам Господь Иисус Христос. В начале Божественной литургии совершается её часть, которая называется проскомидией, что в переводе с греческого означает «приношение», и на жертвеннике, который стоит в углу алтаря, вынимаются частицы из 5 просфор. Вынимается большая частица, которую мы называем Агнцем, частица в честь Матери Божией, частицы за все 9 чинов святых угодников Божиих, вынимаются частицы и за живых, и за усопших. И все эти частицы, собранные на дискосе, являют собой единство Церкви Христовой, как и мы, здесь с вами сегодня собранные во главе с епископом, - священнослужители, миряне.

 

Но сегодня в этом месте, наверное, Церковь земная – воинствующая, находящаяся в разных треволнениях, внутренних и внешних - удивительным образом соединяется с Церковью Небесной через всех этих людей, которые нас сегодня здесь окружают. Нас сегодня здесь не 100 человек,  а многие тысячи. Вокруг похоронены порядка 70-ти тысяч человек. Только представьте: все они сегодня с нами молятся Богу.

 

Мы не знаем их посмертной участи, мы не знаем, где Господь судил быть душе каждого из них. Те, кто сподобился быть у престола Божьего, ликуют, ибо молитва наша к ним сегодня особо слышна, ликуют потому что и они в некотором смысле тоже могут через наш с вами храм молиться Богу, стоя у престола Божьего, за всех своих близких. Те, кто по каким-то причинам не сподобился быть в Царствии Небесном, пусть и не имеют возможности ликования и радости, ибо величина их мучений воистину безгранична, но предание Церкви говорит нам о том, что усопшие, не сподобившиеся пребывания в Царствии Небесном, каждый раз, когда за них возносится молитва за Божественной литургией, получают некое утешение.

 

Поэтому сегодня мы здесь - Церковь Христова, единая, святая, апостольская и соборная. Здесь сегодня - торжество жизни, как бы странно это ни звучало в кладбищенском храме, здесь сегодня больше жизни, чем где-либо,  ибо жизнь вечная есть пребывание с Богом. И вот здесь сегодня соединяется вечность с нашим бренным бытием, с нашим бренным временем.

 

Я всегда говорю о том, что в кладбищенских храмах легко молиться, потому что нас окружают тысячи людей, которых ни в чем убеждать не нужно. Я нас всех сегодня, братья и сестры, хочу призвать к этому живому переживанию Бога здесь, на земле,  пока мы еще с вами имеем возможность приносить деятельное покаяние Богу, пока мы можем еще что-то сделать для своей души, проявляя любовь к ближним. И каждый раз, когда мы присутствуем на погребении, приходим на кладбище, всегда должны обращать взор в свое сердце, думать о том, что же будет, если сейчас Господь меня призовет, что я успел исправить в себе?

 

Сегодняшний день – это, конечно, день надежды. И апостолы в те десять дней до Дня Святой Троицы пребывали в радости, пребывали вместе в Церкви. На тот момент это был просто дом, в котором они были собраны, пребывая в надежде на то, что  Господь им ниспошлет Духа Святого Своего, что зародится на земле Церковь,  что  рано или поздно Сам Господь явится во Своей славе, и все мертвые во гробах услышат глас Сына Божия и воскреснут. И так обязательно будет, и первое, что все эти люди увидят, когда воскреснут здесь, на этом месте, будет наш храм.  И, конечно, я сегодня хочу поблагодарить всех тех , кто приложил усилия, чтобы наш храм был, – большие и малые, каждый по своей мере. Мне особо радостно, что воздвижение нашего храма стало делом многих людей, каждый внес свою лепту, имена некоторых из них написаны здесь, на этих кирпичах. Для Господа нет какой-то меры, для Него все, кто поучаствовал, - все соучастники в абсолютно равной мере. Я благодарю вас за это доброе, сердечное расположение, за это живое участие.

 

Что сегодня произошло? Мы сегодня начали освящать наш храм, мы сегодня принесли сюда антиминс (от греч. «вместопрестолье»), на котором была совершена первая Божественная литургия.  Как губка напитывается сначала влагой, чтобы стать способной её отдавать, так и храм сегодня начал преисполняться благодатью Божией. И то начало, которое мы сегодня положили, завершится Великим чином освящения нашего храма, когда мы всё здесь окончательно благоустроим. И каждая Божественная литургия, которая здесь будет совершаться до этого момента, будет в каком-то смысле продолжающимся чином освящения нашего храма. Мы молимся сегодня, чтобы это произошло как можно скорее, но я всегда говорю, что главное, чтобы в храме совершалась Литругия, и в этом смысле в нашем храме уже нет недостатка.  Мы все стали сегодня соучастниками первой Божественной литургии здесь, с чем я вас искренне поздравляю и благодарю.